Застава

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Застава » Одежда » Плащи или нет?


Плащи или нет?

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

Как (чем) защищались от дождя на Руси в 11-13 веке (например во время военных походов)? И защищались ли вообще?

0

2

Достаточно резонный вопрос

0

3

Плащами на Руси защищались не только от дождя, но и от холода. Покопаюсь у себя в архивах, выложу инфу по плащам.

0

4

Плащи раннего средневековья.

Браги Хольмгардсгоди

Казалось бы, что может быть проще, чем плащ? Берешь кусок материи, накидываешь на плечи, и плащ готов! Однако, некоторое, пусть и весьма неполное изучение предмета показывает, что все далеко не так просто. Конечно, в целом плащ остается куском материи, накинутым на плечи, НО... Прослеживаются как хронологические, так и региональные различия в способе застегивания плаща, в способе его ношения и, наконец, в форме того самого куска материи.

Северная Европа.

Основными источниками для реконструкции/моделирования плащей Скандинавии эпохи викингов являются материалы археологических раскопок и исландские саги. Необходимо отметить, что сохранность текстиля в погребениях чаще всего оставляет желать лучшего, и, следовательно, полностью сохранившихся плащей практически нет. Однако, материалы погребений позволяют попытаться определить способ ношения плаща и использование столь важного предмета как фибула (слово латинское, а на русский переводится как "застежка". Исландские же саги, напротив, довольно часто дают описания плащей и способа их застегивания, однако практически молчат о форме.

Свод цитат об одежде из корпуса саг, переведенных на русский язык, уже существует в материалах двора Черного Вепря, поэтому отсылаю к этой работе для более подробного ознакомления. Здесь же постараюсь подвести некоторые итоги по описаниям плащей в скандинавских сагах. В любом случае всегда необходимо учитвать, что саги записывались или писались чаще всего в более позднее время, чем происходили события о которых идет в них речь.

Покрой плаща мог быть различным - прямоугольный, полукруглый или трапециевидный. Размеры плаща зависели, безусловно от роста его владельца, хотя, судя по упоминанию в сагах о моде на более короткие одеяния, привнесенной в конце 11 века из западных стран, плащи скандинавов были более длинными.

Согласно сагам, плащи, как мужские, так и женские, обычно застегивались фибулой или завязывались ремешками. На приведенной иллюстрации реконструированного на материалах датских погребений и рисункам рукописи Кнута Великого (1031 г.) мужского костюма застежка плаща расположена посреди груди, однако плащ закрывает один бок. Это прекрасно согласуется с сообщением Ибн Фадлана о русах: ...но носит какой-либо муж из их числа кису (длинный плащ), которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее.

В то же время в сагах встречается упоминание о застегивании плаща у плеча. Необходимо отметить, что на древнерусских печатях X-1й пол. XI вв. застежка также размещена на плече, в то время как на более поздних (cо 2й пол. XI в.) плащ застегивается посредине груди. Возможно, подобный способ застегивания плаща заимствован с Востока (Русь-Византия).

Довольно часто встречаются упоминания мехового плаща или плаща, подбитого мехом. Вероятно, это было нормой для плащей, предназначенных для ношения в холодное время года. В принципе, зимой могли носить плащ из обычной шкуры (см. историю появления прозвища Харальда Эйрикссона - Харальд Серая Шкура - в Круге Земном). Кроме плащей, подбитых мехом, единожды упоминается "дождевой" плащ: однако каким образом он изготовлялся и что из себя представлял - неизвестно.

Существовали также плащи с капюшоном, однако неясно, каким образом капюшон крепился к плащу - пришивался или привязывался и мог быть носим отдельно. Форма капюшона также не описывается в сагах, однако, существует определенное количество вариантов.

Наиболее часто упоминаются плащи из крашеной ткани, в том числе и двуцветные: не только двуслойные, где наружняя и изнаночная часть различаются цветами, но и полосатые плащи. Поскольку ширина ткани не превышала 40-50 см, плащ шился из нескольких полотнищ, которые вполне могли быть разноцветными. Цветовая гамма плащей довольно стандартна: синий, красный, травянисто-зеленый, коричневый. Все эти цвета могут быть получены в результате окраски растительными и минеральными красителями (о чем более подробно можно ознакомиться в Иннсбрукском манускрипте и статье о растительных красителях лесной полосы России).

Вероятно, край плаща мог быть украшен вышивкой или, для женских плащей, орнаментацией из бисера или самоцветов. Так или иначе, но целью и окраски одежды и ее орнаментации было создание парадного и более дорогого наряда.

Финно-угорский мир.

В отличие от Скандинавии для плащей финно-угорских племен главным источником являются материалы археологии. Исходя из этих данных, существовало два способа застегивания плаща: на одну и на две фибулы. Необходимо отметить, что оба способа застегивания прослеживаются также на материалах Восточной Швеции. Наиболее существенным различием было застегивание прямоугольного плаща не на груди или у плеча, но под рукой или в поясничной области.

  В погребении Луустари 348 (Luustari, Западная Финляндия) были обнаружены остатки плаща, скрепленного большой подковообразной фибулой в тазовой области. Необходимо отметить, что характерный для угро-финнской и балтской культур украшение одежды металлическими спиральками или иными подобными украшениями распространяется и на этот плащ.

В погребении Залахтовье 186 (восточный берег Чудского озера), датируемом по комплексу находок XI веком, были найдены два слоя шерстяных тканей. Нижний слой был богато орнаментирован большим количеством мелких спиралек и, очевидно, относился к верхней парадной рубахе. Верхний слой, фрагментарно сохранившийся в нескольких местах, относился к накидке. Судя по расположению фрагментов, а также по месту находки массивной подковообразной фибулы, скреплявшей накидку на правом боку около таза (зафиксированы края накидки, сколотые фибулой), можно предположить, что она покрывала только левое плечо погребенного, а затем по диагонали спускалась вниз и застегивалась на боку под правой рукой, которая оставалась неприкрытой.

Таким образом, достаточно удаленные друг от друга памятники показывают довольно схожий способ ношения плаща. Необходимо отметить, что аналогии имеются и в памятниках Скандинавии эпохи викингов. Предполагается, что подобный способ ношения был удобен при верховой езде. В иной ситуации плащ могли носить и по-другому.

В нескольких погребениях из могильника Луустари обнаружены две фибулы: одна из них, массивная подковообразная, располагается в области таза, в то время как другая, меньшего размера, - у плеча. Единичное подобное сочетание встречено и в Залахтовье. С одной стороны, малая фибула могла скреплять верхнюю одежду, однако не исключен и скрепления плаща двумя фибулами. Подобный способ обеспечивает более плотное прилегание плаща к телу.

Попытка сравнения способов застегивания была предпринята на реконструированном плаще из Луустари 348, размерами 160*110 см. Оба способа были признаны практичными, поскольку обеспечивают свободу правой руке и, одновременно, обеспечивают некоторую защиту левой руке, в том случае, если не используется щит.

Византия.

Византийские плащи известны, в основном, по изобразительным источникам: фрескам и мозаикам. В то же время существуют описания придворной одежды в труде Константина Багрянородного De ceremonia. Сложность использования изобразительных источников (возможное существование канона, изображение знатных персон), к сожалению, не позволяет восстановить полноценную картину использования плащей в Византии.

Византийский плащ, или палудаментум, застегивался фибулой на правом плече. Форма плаща могла быть полукруглой или трапециевидной. Традиционно этот вид плаща орнаментировался таблионами - вышитыми (нередко золотом) квадратами, расположенными по боковым сторонам плаща.

 
Иной вариант формы плаща именовался пенула и представлял собой круглый плащ с отверстием для шеи. Пенула нередко снабжалась капюшоном. Подобные плащи орнаментировались иначе. Основной деталью орнаментации был клавий - златотканая тесьма, которая располагалась по нижней кромке плаща.

Застежки и способы ношения.

Выше уже упоминались различные способы застегивания и ношения плащей. Подводя итоги, необходимо отметить, что даже внутри одной культуры могли практиковаться различные способы ношения плаща: с застежкой на левой или правой стороне, с застежкой на уровне бедра или пояса, с двумя застежками или же плащи на шнурках.

В то же время различные формы найденных при археологических раскопках фибул позволяют сделать предположение, что именно форма используемой фибулы определяла способ ношения плаща. В частности, фибулы с длинной иглой, традиционные для мужских погребений, подразумевают исключительно застегивание плаща у плеча: иначе есть существенный риск уколоться о собственную фибулу. Кроме того, значительное их количество изогнуто и, вероятно, не только из-за использования, но и по причине удобства ношения. На рисунке приведены два варианта фибул с длинной иглой: фибула 1 найдена в Киеве, фибула 2 - в Дублине. Ареал распространения фибул-булавок весьма велик, однако основные находки происходят с территории регионов, подверженных скандинавскому влиянию.

Предполагаемый способ застегивания этих фибул мог различаться. Ткань плаща, скрепленная фибулой 1, могла быть "зажата" в ее кольце, в то время как подобный способ совершенно неприемлем для фибулы 2. Фибула 2, скорее всего, снабжалась кожаным шнурком или толстой нитью, которая была прикреплена к кольцу и, вероятно, обматывалась вокруг иглы для скрепления ткани. Этот способ мог использоваться и с фибулой 1.

Круглая или подковообразная фибула, как более безопасная, применялась в большем числе вариантов: она могла скреплять плащ как на плече, так и у горла или посредине груди, и, кроме того, в поясничной области. Необходимо отметить, что плащевые фибулы обычно более массивны, чем те, которые использовались для застегивания другой одежды.

Источники информации.

Мяги-Лыугас М. Захоронения путешественников Восточного пути в Дании. Реф. на: Vikingetidsgravplasder på Langeland, Langelands Museum, 1994. // Austrvegr., №1, 1995. C.40-42.

Путь из Варяг в Греки и из Грек... Каталог выставки ГИМ. М., 1996.

Хвощинская Н.В. Новые данные о мужской одежде населения западных окраин Новгородской земли. // Краткие сообщения Института археологии, №179, М., 1984. С.39-44.

Браги Хольмгардсгоди. Саги о скандинавской одежде. // Двор Черного Вепря. (http://www.novgorod.ru/boar/index.htm).

Carl Kohler A history of costume. Dover edition (repr.ed. of 1928), New York, 1963.

Male dress in Finland during the Viking Age. // Viking Heritage Newsletter, Issue 5, 1998. P.12-13.

Thomas Fanning Viking Age Ringed Pins from Dublin. // Medieval Dublin Excavations 1962-81, Ser.B, vol.4 (1994), Dublin, 1994.

0

5

меня интересует то, как защищались от сильного ливня.......такие личности как воины в походах и ПРОСТЫЕ горожане. В сильный ливень простые плащи, сделанные, например, из шерсти, промокнут в один момент и станут тяжелыми.......минусов куча. плюс только один - шерсть, даже когда насквозь мокрая, все равно греет.....

0

6

была мысль, что может их пропитывали воском? но тогда получится какой-то совсем не гибкий, да вообще не плащ.....

0

7

В сильный ливень дома сидели :rofl: А если серьезно, то надо поискать.

0

8

я долго думала на эту тему и пришла к выводу, что мог быть частично кожаный плащ - то есть основа шерстяная, а сверху либо капюшон и плечи были покрыты кожей, либо просто наружная поверхность кожей покрыта. Кожа скорее всего была пропитана воском, жиром или маслом, (можно поискать рецепты вощения) и по-этому не прмокала. То, что были плащи с капюшонами на 9-11 это несомненно, но вот на счет кожи - это мое предположение. Какое ваше мнение?

0

9

меня больше интересует плащ на 13 век...Описанный вариант конечно же мог существовать. Но вещи, пропитанные воском, отличаются своей негибкостью, т.е. вощеный капюшон в откинутом состоянии не будет ложиться по спине, что крайне неудобно......может пропитывали каким то составом, который практически не уменьшал гибкости?я теряюсь в догадках........

0

10

Кстати, а какая форма капюшона наиболее правильная на мужской плащ на Русь 11 - 13 вв.?

Отредактировано Данил (2008-03-25 23:59:13)

0

11

2 Doris
Плащей с копюшонами помоему не было на 9-11 век. Был помоему так называемый Худ (отдельный копюшон) покрайней мере на Скандинавию. На счет пропитки - скорее пропитывали рыбьем жиром (возможно гусиным, но это моя догадка).

0

12

Капюшоны на плащах были - на гобеленах с корабля в Осеберге в Норвегии - а это 9 век, уже есть изображения мужиков в капюшонах ПРИШИТЫХ  к плащам и они не очень длинные.Мне кажется можно найти еще подтверждения, мб даже на Русь, надо только поискать. кста, если есть у кого инфы на русском языке по худам на 9-11 века - выложите ,пожалуйста. Крой капюшона - я где-то читала, вроде на англ яз были по крою квадратные ,то есть ткань согнута пополам по утку и сшита с одной стороны по основе. Ширина ткани могла быть сделана специально поуже или обрезана. Я посмотрю поточнее.

ДЛЯ РАТИБОРА:
Ты что, в этом плаще ходить постоянно собираешься?зачем тебе складывать капюшон на спине, если такие вещи скорее всего были только для дождя или корабельные, и уж никак не для тепла...если для тепла - это же можно из плотной шерсти сшить или в два слоя?или я что-то не поняла? Возможно, их вообще могли везти в обозе или как-нибудь еще...То есть использовали прямо по назначению и не так часто. А еще то из чего мы сейчас шьем историчные палатки - то есть очень плотный лен с пропиткой, типа брезента, тоже ммог использооваться вполне. Скорее всего ,корабельный и тентовый он точно был, а вот плащи делать - это надо подумать и, возможно, развить мысль.

0

13

Для Doris
Зайди на Тоже Форум в раздел Ассоциации Гардарика, там темка есть про копюшоны и вней ссылки по Худам.

0

14

ты ссылки сюда кидай, так удобнее, а то столько лазить надо...а с моим трафиком это тяжко

0

15

Я тут покопалась в книжках. У северных народов обычно маслом плащи пропитывали от дождя но это только для работы. тк маслом всю одежу выпачкаешь

0

16

А еще если шить плащ из  ткани сотканой необработанной шерсти то он влагу не пропускает, тк  такая шерсть обладает водоотталкивающими свойствами

0

17

http://i043.radikal.ru/0803/48/db64fb2912ab.jpg
Вот вам фото как викинги от дождя прятались  :flag:

0

18

ну, мирные-то люди точно по-домам сидели и не шастали где попало)

0

19

у меня вопрос по плащам иного свойства. Делали ли плащи из черной овечьей шерсти, если да то ткните носом плиз в источник :shine:

0

20

Сказал Ратибору чтобы он написал сюда.У него есть инфа.
Я бы и сам написал,но тащить инфу на рабочий комп проблематично.

Сильваниель написал(а):

Делали ли плащи из черной овечьей шерсти

1.У викингов были плащи в основном с искуственной шерстью,попадались и с обычной шерстью.
2.У кавказских горцев,чабанов и т.д. упоминаются плащи из чёрной овечьей шерсти в одной из первых войн с российской империей,но плащи эти не менялись никогда,поэтому думаю в то время которое тебе нужно они уже были.1.если не ошибаюсь с баруга.2.С какогото фильма ВВС.
Потом точно посмотрю и отредактирую источники.

-1

21

меня интеевует именно эпоха викингов, чабанами не интересуюсь

0

22

Leshiy написал(а):

1.У викингов были плащи в основном с искуственной шерстью,попадались и с обычной шерстью.

С искуственной - это как? :suspicious:

0

23

Doris написал(а):

С искуственной - это как?

Фрагменты "куртки" из Хедебю сшиты из ткани с саржевым переплетением в 2 нити. Предполагется, что одеяние достигало середины бедра и было орнаментировано "псевдо-мехом" из шерсти вдоль разреза и по нижнему краю.

Плащевой комплекс эпохи викингов обычно состоял из прямоугольного плаща и фибулы. Фибулы могли быть подковообразными или булавками с кольцевидной головкой. Плащи делались из различных тканей: от тонкой с обычным переплетением нитей до "псевдо-меховой" ткани, известной как rogvarfelðr   

Фрагменты красной и некрашеной ткани, возможно "псевдо-меховой", обнаружены в Йорвике. Погребение 750 Бирки содержало остатки аналогичной сине-красной ткани с ворсом длиной в ноготь. 

Иногда бывает,что ищу инфу через ГУГЛ,и попадаются сайты не совсем законной продажи копаных вещей,где предоставлены описания,а зачастую и фото.В описаниях псевдо меховую ткань называют искуственным мехом.Ворс длиной в ноготь не самый длинный,где-то средний.На фото похоже чем-то на мех.

0

24

как-то называть искуственным мехом гадко- сразу ассоциации с детскими советскими пальто...и молодость в них прошедшая...Хотя о существовании подобных тканей я знаю ,но называть так все же не стоит - лучше ткань с ворсом или что-то в этом роде. может быть там просто был некорректный перевод. И еще саржа в две нити - это как?обычно говорят о кол-ве нитей по утку и основе на квадратный сантиметр или просто тип саржи - в елочку или ромбовидная, или еще какая...

0

25

в 2 нити  это двунитка. Саржевая двунитка, хихихи :canthearyou:

0


Вы здесь » Застава » Одежда » Плащи или нет?


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно